В первом приближении у индустрии технического обслуживания коммерческих самолетов в России по-прежнему все хорошо. Авиакомпании продолжают последовательно наращивать флот, а чиновники пока далеки от абсурдных решений, способных сбить с пути развития молодую, по международным меркам, отрасль.
И на этом вполне возможно было бы закончить. Но при детальном рассмотрении российский сектор техобслуживания претерпевает изменения.
B текущем году пассажирооборот российской гражданской авиации продолжает расти более чем на 10%. Рост этого производственного показателя обусловлен в том числе расширением флота. В январе 2019 г. по сравнению с январем 2018 г. совокупный парк перевозчиков увеличился почти на сотню современных самолетов, следует из данных Росавиации. У российских авиакомпаний стало больше на 2 A330, на 20 ВС семейства A320, на 1 B-767, 4 B-757, 10 B-777, 33 B-737, 20 Superjet 100, 4 E170 и 4 E190.
Развитие бизнеса авиакомпаний позитивно влияет на бизнес провайдеров услуг ТО. Большинство из них — речь идет преимущественно о профильных предприятиях — увеличили показатель выработки (см. инфографику). По самым грубым подсчетам, в 2018 г. специалисты российского сектора ТО (с учетом инженерно-авиационных служб авиакомпаний) выполнили не менее 5 млн нормо-часов. Выручка индустрии тоже растет — в 2017 г., по данным СПАРК, она составила никак не менее 12 млрд руб. По итогам 2018 г. количественную оценку этого показателя из-за отсутствия данных привести пока не представляется возможным. Но с полной ответственностью можно заявить, что в прошлом году выручка российского сектора ТО снова выросла.