Прибыль, которую они потеряли

На фоне относительно успешного 2016 года российская отрасль авиаперевозок возвращается в уже привычное состояние "крылатого собеса", где часть стоимости перевозки софинансируют сами авиакомпании, их акционеры и кредиторы. Провозные емкости уверенно растут при первых признаках оживления потребительского спроса, тарифы снижаются, что снова ставит ряд авиакомпаний в зону риска.

Hашумевшее банкротство "ВИМ-авиа" с некоторыми сценарными особенностями повторило падение "Трансаэро" в 2015 г. Нельзя отрицать, что неприятные истории не повторятся уже в ближайшем будущем.

По следам "ВИМ-авиа"

Самым ярким событием 2017 г. в отрасли вновь стало банкротство. Авиакомпания "ВИМ-авиа" много лет вела непростую борьбу за выживание, которая постепенно склонялась к печальному, но неизбежному финалу. В российской авиации в ее сегодняшнем виде — с постоянными убытками и "нетрудовыми" субсидиями — саму возможность продолжительного существования частных компаний без поддержки со стороны можно считать вопросом дискуссионным. В этом свете стратегию экспансии в расчете на китайский турпоток в Россию и Европу можно прямо назвать отчаянно рискованной, но единственной возможностью остаться на рынке.

Остановка полетов "ВИМ-авиа" незначительно повлияла на российский рынок, поскольку существенная часть ее флота была задействована на входящем турпотоке и транзитных международных операциях. Напротив, она оставила экологическую нишу другим компаниям, поскольку бизнес на перевозке китайских туристов в Россию или в европейские страны с остановкой в России имеет право на существование. Китайский рынок выездного туризма переживает бурный расцвет: в прошлом году за границу было совершено около 120 млн поездок, в том числе в нашу страну — около 1 млн (в европейские страны, как несложно понять, существенно больше). Российские авиакомпании имеют некоторые преимущества перед китайскими, связанные как с уровнем издержек (в т. ч. ставками аэропортовых и аэронавигационных сборов), так и с доступом к транссибирским маршрутам. Насколько практически реализуема эта идея, то есть стабилен ли этот рынок и прибылен, покажут те авиакомпании, которые сейчас на нем обосновались.

Читайте также  Ключевые риски в области госуправления гражданской авиацией

Без взве­шенной политики по отно­шению к провозной емкости на рынке авиа­перевозок невозможна стабильная доходность.