Несмотря на прошлогодний спад, вызванный последствиями финансового кризиса, 2010 год может стать самым успешным для российской бизнес-авиации. К такому мнению пришли участники круглого стола, проходившего в рамках третьей профессиональной конференции "Форум деловой авиации", состоявшейся в конце июня 2010 г. в Москве.
По мнению участников круглого стола, 2006 год может по праву считаться годом, когда завершилось формирование фундамента для деятельности деловой авиации в России и были созданы необходимые предпосылки для наращивания объемов ее работы. В частности, в том году в целях развития деловой авиации были приняты специальные поправки в Воздушный кодекс в отношении уведомительного порядка и коммерческих перевозок.
По оценке одного из участников круглого стола — Леонида Щербакова из ЦПДУ "Аэротранс", с 2006 по 2008 г. наблюдался уверенный рост объемов полетов, за три года этот показатель увеличился на 29%. В 2009 г. вследствие экономических факторов количество полетов резко упало, и хотя их общее число не опустилось ниже, а даже чуть превысило уровень 2006 г. (на 0,3%), оно не достигло уровня 2007 г. почти на 12%. Ситуация переменилась в нынешнем году. Тенденции первых пяти месяцев свидетельствуют о начале быстрого восстановления рынка, рассказал Леонид Щербаков. В феврале 2010 г. был превышен объем 2007 г., а в мае — даже объем 2008 г. Таким образом, статистические данные о деловых перевозках свидетельствуют, что результаты этого года могут стать рекордными для российской авиации по количеству выполненных полетов.
Можно также констатировать, что привлекательность использования деловой авиации в России повышается. Главной из организационных предпосылок для этого является утверждение правительством новых федеральных правил использования воздушного пространства. С их внедрением в ноябре 2010 г. должна отпасть необходимость подачи предварительного плана полета, а предоставление ФПЛ допускается не позднее, чем за 5 суток, но не менее чем за 1 ч до времени отправления.
Однако рынок бизнес-авиации в России неразвит и еще далек от насыщения. Например, в России количество полетов по расписанию относится к числу полетов вне расписания как семь к одному, в то время как в развитых авиационных странах количество полетов вне расписания в 3–4 раза больше, чем по расписанию.