В российской отрасли воздушных перевозок существует очень много причин для стагнации. Роста макроэкономических показателей почти нет, доходы населения снижаются, цены на топливо растут, авиакомпании по-прежнему несут убытки, но продолжают жесткую конкуренцию. И несмотря ни на что, рост перевозок пока продолжается.
Динамика пассажиропотока (рис. 1) пока позволяет говорить о продолжении восстановительного роста после кризиса 2016 г., однако его темпы, естественно, снижаются. Доля перевозок на ВВЛ в 2018 г. незначительно снизилась по сравнению с 2017 г., что, скорее, свидетельствует о некотором восстановлении роста на международных линиях.
Некоторую информацию о структуре авиаперевозок дает и такой интегральный параметр, как средняя дистанция перевозки, который получается путем деления пассажирооборота (выраженного в пассажиро-километрах) на количество перевезенных пассажиров.
Как видно из рис. 2, средняя дистанция перевозки на ВВЛ с 2000 г. немного превышала 2000 км, а с 2013 г. стала менее 2000 км и с тех пор продолжает медленно снижаться. Это говорит о сокращении объемов перевозок на внутренних дальнемагистральных маршрутах, что, вероятно, может быть связано со снижением уровня покупательной способности населения, которое, как видно, не полностью компенсируется субсидированием перевозок на Дальний Восток. Можно предположить, что при отсутствии такого субсидирования сокращение средней дистанции перевозки на ВВЛ было бы еще заметнее. На МВЛ, напротив, наблюдается почти монотонный рост средней дистанции, причем первый подъем произошел после кризиса 2009 г., а второй — в кризис 2016 г. Эти подъемы синхронны со снижениями абсолютных объемов перевозок на МВЛ (см. рис. 1). Кризисы, сопровождавшиеся девальвацией рубля, привели к сокращению туристического потока в Европу, а также к заметному снижению перевозок в страны ближнего зарубежья. В результате относительно устойчивый деловой поток в более далекие страны внес вклад в увеличение средней дистанции. Отметим, что с 2016 г. наблюдается тенденция к незначительному снижению средней дистанции на МВЛ, что говорит о некотором восстановлении перевозок в Европу и страны ближнего зарубежья. Описанные выше разнонаправленные тенденции привели к тому, что интегральная средняя дистанция на МВЛ и ВВЛ, будучи с 2000 по 2009 г. немногим менее 2500 км, совершила в межкризисный период подъем и спад и сейчас практически вернулась к прежнему уровню.